Литераторы

Батюшков Константин Николаевич

Ба́тюшков Константи́н Никола́евич [18(29).5.1787, Вологда – 7(19).7.1855, там же], русский поэт.

Дворянин. Двоюродный племянник . Учился в петербургских частных пансионах (1797–1802), с 1802 г. сотрудник департамента Министерства народного просвещения. В 1807 г. участвовал в в Пруссии, в 1808–1809 гг. – в в Финляндии; был тяжело ранен. Выйдя в отставку, сблизился с , , . В 1813–1815 гг. Батюшков вновь в действующей армии. Осенью 1815 г. заочно принят в члены литературного общества . В 1817 г. вышли два тома сочинений Батюшкова «Опыты в стихах и прозе». В 1818 г. причислен к русской дипломатической миссии в Италии. В начале 1820-х гг. обострилось тяжёлое наследственное психическое заболевание Батюшкова. В 1824–1828 гг. он находился в больнице для душевнобольных в Саксонии, затем – под наблюдением врача в Москве. В 1833 г. Батюшков был официально уволен со службы, перевезён к племяннику в Вологду, в доме которого и умер от тифа.

К. Н. Батюшков дебютировал в печати в 1805 г. («Послание к стихам моим»). Признание пришло в начале 1810-х гг., когда в журнале были опубликованы лучшие образцы его лёгкой поэзии, в которой призывы к наслаждению радостями бытия сочетались с трагическим ощущением мимолётности красоты и скоротечности жизни. Известность получила написанная в 1809 г. и разошедшаяся в списках Батюшкова «Видение на брегах Леты», направленная против членов , враждебной сторонникам , к которым относился Батюшков. расширила тематический диапазон поэзии Батюшкова, резко изменив её общий тон: в ней появились темы человеческих страданий, торжества зла («К Дашкову», 1813, и др.), религиозные настроения ( «Надежда», «К другу», обе 1815) и вместе с тем глубокий пессимизм («Ты знаешь, что изрек…», 1821).

Мечтательная меланхоличность поэзии Батюшкова, её , проявившийся в интересе к внутренней жизни человека, едва заметным движениям его души, культ свободы творчества способствовали формированию эстетики русского . Батюшков предвосхитил осуществлённый романтиками разрыв с жанровыми канонами: так, в элегию он ввёл гедонистические мотивы («Весёлый час», 1810; «Мой гений», 1815, и др.), историческую тематику («На развалинах замка в Швеции», 1814; «Умирающий Тасс», «Гезиод и Омир, соперники», «Переход через Рейн», все 1817). Другой излюбленный Батюшковым жанр, , удаляясь от традиции сатирических посланий, стал интимным, камерным, повествуя о жизни частного человека («Мои Пенаты», 1814, и др.). Батюшков создал замечательные образцы лирики (цикл «Подражания древним», 1821, и др.), в которую нередко привносил не характерные для неё ноты меланхолической грусти («Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы…», 1819, опубликовано в 1857).

Особое место в творчестве Батюшкова занимают его переводы-переложения из , , , Дж. Касти, , других античных поэтов («Из греческой антологии», 1817–1818).

Музыкальная гармония стиха, создаваемая многочисленными и , в сочетании с отточенностью, скульптурностью поэтической формы – характерные приметы батюшковского стиля. Эстетические принципы, воплотившиеся в поэзии Батюшкова, были сформулированы им в прозаических сочинениях: «Речь о влиянии лёгкой поэзии на язык» (1816), «Нечто о поэте и поэзии» (1816), «Ариост и Тасс» (1816), «Петрарка» (1816) и др.

Поэзия и проза Батюшкова оказали большое влияние на последующее развитие русской литературы, подготовив во многом творчество .

  • Русские классики
  • Русские поэты 18 века
  • Русские поэты 19 века