Литераторы

Брюсов Валерий Яковлевич

 Брю́сов Вале́рий Я́ковлевич [1(13).12.1873, Москва – 9.10.1924, там же], русский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, литературовед, переводчик, общественный деятель.

Из купеческой семьи; получил воспитание в традициях , демократов и атеистов. Брат и . Обучался в гимназиях Ф. И. Креймана (1885–1890) и Л. И. Поливанова (окончил в 1893). В 1899 г. окончил историко-филологический факультет . В 1897 г. женился на , ставшей его ближайшим помощником в литературных делах.

С 7 лет писал стихи, создавал рукописные журналы, заполняя их собственными произведениями. Первая публикация – «Письмо в редакцию» детского журнала «Задушевное слово» (1884. № 16, подпись: Вася Брюсов).

Оригинальное поэтическое творчество Брюсова началось в 1892–1893 гг. с освоения опыта французских символистов и декадентов, прежде всего ; обращался к «вызывающим» экзотическим и , эстетизации безобразного в духе , экспериментировал со стихотворными формами.

Дебютировал в печати составленными и изданными им сборниками «Русские символисты» (выпуск 1–3, 1894–1895), которые задумывались как хрестоматия новейших поэтических течений; включил в них собственные тексты (под различными псевдонимами), переводы, а также отредактированные им стихотворения других авторов. Эти сборники и сборник стихов «Chefs d’œuvre» («Шедевры», 1895) принесли Брюсову скандальную славу, вызвали осуждение и нападки критики, отказавшейся воспринимать его как серьёзное литературное явление. Несмотря на отсутствие доступа в периодические издания, выпущенные за свой счёт поэтические сборники «Chefs d’œuvre» («Шедевры», второе издание, отличное от первого, 1896) и «Me eum esse» («Это – я», 1897) и общение с , , , , и др. оказали решающее влияние на формирование русского как литературного направления.

К концу 1890-х гг. окончательно сложилась поэтическая манера Брюсова, отошедшего от крайностей декадентства. Для его поэзии, мало менявшейся с годами, характерно обращение к мифологическим, историческим и урбанистическим темам, эротическая лирика в сочетании с картинами природы и философскими медитациями, риторический пафос, ориентация на традиции русской лирики 19 в.: сборники «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906), «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).

Как идейный руководитель первого в России модернистского издательства (с 1900) и журнала (1904–1908) Брюсов стал ключевой фигурой символизма и способствовал его признанию в литературных кругах. Собрание стихов «Пути и перепутья» (3 тома, 1908–1909) закрепило за ним репутацию одного из виднейших современных поэтов России.

Не разделяя духовные и религиозные искания многих символистов, в 1910 г. отошёл от этого движения. В 1910–1912 гг. руководил литературным отделом журнала . Для поэзии Брюсова 1910-х гг. характерны самоповторы и усиление ориентации на классические традиции (сборники «Семь цветов радуги», 1916; «Девятая Камена», подготовлен в 1917, опубликован в 1973; «Последние мечты», 1920) в сочетании с формальными экспериментами: анонимный сборник от лица женщины «Стихи Нелли» (1913), хрестоматия «Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам» (1918). Незаконченная книга «Сны человечества» (1973) задумана, по словам автора, как «лирические отражения жизни всех времён и всех стран» ( С. 460).

С 1920 г. поэтическая манера Брюсова испытала значительное влияние , творческого диалога с поэтами младших поколений и реалий революционной эпохи: сборники «В такие дни» и «Миг» (оба 1921). Последним его экспериментом стала попытка создания «научной поэзии» – соединения новейших научных знаний с авангардистской поэтикой: сборники «Дали» (1922) и «Меа» («Спеши», 1924).

Первые прозаические опыты (не опубликованы) относятся к авантюрному, историческому и фантастическому (повесть «Гора звезды», 1899, опубликована в 1973) жанрам. Для новеллистики Брюсова-символиста (сборник «Земная ось», 1907; дополненное издание 1910) характерны темы эротики, пограничных состояний сознания, психических аномалий. Первый роман «Огненный ангел» (1907–1908) – историческое повествование в форме псевдодокумента (действие разворачивается в Германии в начале 1530-х), снабжённого многочисленными комментариями, и одновременно , где отражены личные отношения автора с и . Произведение встретило восторженные отзывы критиков разных направлений (сюжет романа лёг в основу оперы , 1955). Сборник рассказов «Ночи и дни» (1913) автор определил как попытку «всмотреться в особенности психологии женской души» (см. авторское Предисловие к сборнику). Изучение истории Римской империи периода упадка и борьбы язычества и христианства отразилось в романах «Алтарь Победы» (1911–1912) и «Юпитер поверженный» (не закончен, опубликован в 1934), в повести «Рея Сильвия» (1914). Незаконченными остались роман из современной жизни «Стеклянный столп» (опубликован в 1976), психологическая повесть «Шарá» (опубликована в 1996), исторические, детективные и научно-фантастические рассказы (опубликованы 1934, 1976 и 1998). Автобиографические повести «Декадент» (1894, опубликована в 2004), «Медиум» (варианты заглавия – «Берег» и «Декаденты», 1890-е, не закончена, опубликована в 1997), «Моя юность» (1900, не закончена, опубликована с купюрами в 1927, полностью в 1994).

Драматургия Брюсова, по большей части не изданная при жизни, важная часть его литературного наследия. В пьесе «Учитель» (1892, опубликована в 2017) переосмыслена евангельская история Христа; в пьесе «Декаденты» (1893, опубликована в 2014) изображены отношения Верлена и . В 1890-х гг. экспериментировал с «пьесами для чтения» в духе . Наибольшую известность принесли пьесы «Земля. Сцены будущих времён» (1905), о гибели гипертехнологического мира и «Протесилай умерший» (1913), в которой переосмыслен миф о Лаодамии в форме греческой трагедии. Возможности межпланетных путешествий посвящена пьеса «Пироэнт» (1916, опубликована в 2002). Футурологическая антиутопия «Диктатор», написанная в 1921 г., была запрещена цензурой (опубликована в 1986).

Первые литературно-критические опыты В. Я. Брюсова связаны с осмыслением творческого опыта и эстетики французских символистов и современного состояния русской поэзии. В трактате «О искусстве» (1899) и программных статьях («Истины. Начала и намёки», 1901; «Ненужная правда», 1902; «Ключи тайн», 1903; «Священная жертва», 1905, и др.) выступил как идеолог «нового искусства»: провозгласил принцип множественности истин, абсолютную идейную и духовную свободу художника, приоритет интуиции над разумом в процессе познания и творчества, отказ от натуралистического изображения реальности; отрицал религиозное «теургическое» значение искусства и остался чужд исканиям «нового христианства».

В журналах «Весы» (1904–1908) и «Русская мысль» (1909–1914) рецензировал новинки русской и зарубежной литературы, преимущественно поэзии, делая акцент на форме, а не на идейном содержании; уделял внимание новейшим течениям ( ); статьи о русской поэзии частично собраны в книгу «Далёкие и близкие» (1912). Среди поэтов, называвших Брюсова своим учителем, , , , , , , .

Для его поздней критики (1920–1923) характерны отказ от прежних позиций, борьба с (резкая критика книг символистов, , , Ходасевича и др.), анализ новых поэтических направлений, сочувственное отношение к «пролетарской поэзии».

Интерес к историко-литературным исследованиям появился у Брюсова в гимназические годы под влиянием Л. И. Поливанова. С 1899 г. печатался в журнале . Изучал жизнь и творчество (основные работы собраны в книгу «Мой Пушкин», 1929), , (подготовил собрание её сочинений в двух томах, 1915), (вступительная статья к «Собранию стихов», 1911). Статья «Испепелённый» (1909) о как фантасте вызвала протест либеральной общественности.

Занимался изучением русского стиха («История русской лирики», 1890-е, не закончена, опубликованы фрагменты; «Наука о стихе. Метрика и ритмика», 1919; «Основы стиховедения», 1924). Автор статей по истории античной (, и др.), французской (, и др.) и армянской литературы (очерк «Поэзия Армении и её единство на протяжении веков», 1916). С работой над антологией «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней» (1916) связана книга «Летопись исторических судеб армянского народа от 6 в. до Р. Хр. по наше время» (1918). В исследовании «Учители учителей. Древнейшие культуры человечества и их взаимоотношение» (1917) выступил как пионер российской атлантологии.

Переводил с подлинника стихотворения римских (сборник «Erotopaegnia», 1917), французских поэтов (антология «Французские лирики 19 века», 1909, дополненное издание 1913), («Поэмы», 1923), , («Полное собрание поэм и стихотворений», 1924), драматургию («Федра», опубликована в 1940), («Амфитрион», 1913), Метерлинка («Пеллеас и Мелизанда», 1907), Верхарна («Елена Спартанская», 1909), («Франческа да Римини», в соавторстве с , 1909), («Герцогиня Падуанская», 1911), («Лилюли», 1923); с подстрочника – стихотворения армянских, латышских и финских поэтов. Много лет работал над переводами «Фауста» (первая часть опубликована в 1928, вторая часть не опубликована), «Энеиды» Вергилия (не закончен, опубликован в 1933; оставшуюся часть перевёл С. М. Соловьёв).

Политические взгляды Брюсова, сформировавшиеся под влиянием отца-«шестидесятника», в конце 1890-х гг. эволюционировали в сторону «географического патриотизма» (авторское определение), что в сочетании с представлением о неизбежном конфликте западной и восточной цивилизаций (статьи «Метерлинк-утешитель», 1905, опубликована в 1993; «Новая эпоха во всемирной истории», 1913) привело его к поддержке Во время одобрял выступления против самодержавия, критиковал , но выступил против , видя в программе большевиков стремление к диктатуре (статья «Свобода слова», 1905).

К концу 1900-х гг. приобрёл статус респектабельного литературно-общественного деятеля: с 1902 г. член, в 1909–1918 гг. председатель дирекции Московского литературно-художественного кружка и редактор его «Известий» (1913–1915); руководитель Общества свободной эстетики (1906–1917). В августе 1914 – мае 1915 гг. военный корреспондент газеты в Польше и Галиции.

Приветствовал , призывал к национальному единству (статья «О новом русском гимне», 1917) и скорейшему окончанию войны (брошюра «Как прекратить войну», 1917). В 1917 г. возглавил Комитет по регистрации произведений печати в Москве, затем отделение (до 1919). Отрицательно отнёсся к и разгону , однако в конце мая 1918 г. начал сотрудничать с с целью наладить отношения между интеллигенцией и новой властью.

Служил в Народном комиссариате просвещения: заведующий библиотечным отделом (1918–1919), заместитель заведующего и заведующий литературным отделом (1919–1921) и редактор его журнала «Художественное слово» (1920–1921), заведующий отделом художественного образования (1921–1924). С февраля 1919 г. кандидат, с мая 1920 г. член .

В 1915–1917 гг. читал лекции в . В 1921–1924 гг. профессор факультета общественных наук 1-го Московского университета (курсы древнегреческой, римской и новейшей русской литератур). В 1922–1924 гг. член Московского городского совета. Основатель, ректор и профессор Высшего литературно-художественного института (1921–1924; с декабря 1923 имени В. Я. Брюсова), где читал курсы античной литературы, энциклопедии стиха, вёл класс поэзии.

Среди других сочинений – мемуарные очерки (сборник «За моим окном», 1913), заметки о путешествиях по Европе, художественная и театральная критика, статьи об оккультизме и спиритизме.

Член и активный деятель со времени его основания (ноябрь 1918), председатель союза (январь – май 1919, июль 1920 – февраль 1921).

  • Писатели Серебряного века
  • Русские писатели 20 века