Искусство

История искусства

Россия. Искусство. 19 – начало 20 века
Россия. Искусство. 19 – начало 20 века
Иску́сство Росси́и 19 – нача́ла 20 вв., период развития искусства России. В искусстве России начала 19 в. параллельно с классицизмом , утвердившимся ещё в 3-й четверти 18 в., развивалось искусство романтизма . К середине столетия они оказались вытеснены реализмом с ярко выраженной критической направленностью. В 1870–1890-х гг. в России возникли первые центры модернистского искусства, важнейшими направлениями которого явились импрессионизм и символизм . В начале 20 в., в период между двух революций, на художественную сцену выдвинулся авангард , порой опережавший развитие западного искусства. В свою очередь, архитектура прошла путь от ампира , отразившего патриотический подъём общества после победы в Отечественной войне 1812 г. , и историзма ( русско-византийский стиль , русский стиль и др.) до формирования стиля модерн .
Готика
Готика
Го́тика, готический стиль (франц. gothique, итал. gotico, от лат. gothicus – присущий варварскому племени готов), художественный стиль 12–15/16 вв. Заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах , передается аркбутанами на контрфорсы ) позволила создавать небывалые по высоте и обширности церковные интерьеры, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами . Устремление храма ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивалась гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний.
Делфтская школа
Делфтская школа
Де́лфтская шко́ла, группа голландских живописцев, работавших в период около 1650 – начала 1670-х гг. в г. Делфт . К наиболее крупным мастерам этой школы относят Я. Вермеера , П. де Хоха , К. Фабрициуса , Г. Хаукгеста , П. Поттера и Э. де Витте . Характерные черты живописи делфтской школы – особое внимание к передаче световоздушной среды, повышенный интерес к оптике и перспективе при построении композиций, преобладание сюжетов, связанных с повседневной, «реальной» жизнью, большое разнообразие жанров.
«Стиль около 1200 года»
«Стиль около 1200 года»
«Стиль о́коло 1200 го́да», условное название стиля изобразительного и декоративно-прикладного искусства около 1180–1220 гг. в Западной Европе. Хронологически и стилистически этот период – переходный от романского к готическому стилю, характеризуется проникновением антикизирующих и византинизирующих влияний. Л. Гродецки для обозначения «стиля около 1200 года» предложил термин «антикизирующий стиль» (франц. le style antiquisant). К памятникам этого периода относятся Псалтирь королевы Ингеборги (манускрипт MS. 9 из Музея Конде, Шантийи , около 1195), Клостернойбургский алтарь Николая Верденского (около 1181), Вестминстерская Псалтирь (BM Royal 2 A XXII, около 1200).
Лучистая готика
Лучистая готика
Лучи́стая го́тика (франц. gothique rayonnant), период французской готики, соответствующий середине 13 – середине 14 вв. Одна из отличительных черт лучистой готики, давшая ей название, – большое окно-роза с переплётом в виде радиальных лучей. Также характерны слияние нефов воедино за счёт облегчения опор и увеличения высоты пролётов арок, обилие окон, как правило витражных, насыщенность декора в интерьере. К памятникам лучистой готики относятся собор в Амьене (1220–1288) и Сент-Шапель в Париже (1239/1243–1248).
Новая вещественность
Новая вещественность
Но́вая веще́ственность , н аправление в немецкой культуре 1920-х – 1-й половины 1930-х гг. Главная особенность – изображение предметного, вещного мира и трезвый, объективный взгляд на существующую действительность. Получило распространение прежде всего в живописи и графике ( О. Дикс , М. Бекманн , Г. Гросс , А. Канольдт и др.), а также в архитектуре, прикладном искусстве, кинематографе ( Г. В. Пабст ), театре, литературе ( А. Дёблин , Б. Келлерман , Э. Кестнер , В. Меринг , Х. Фаллада ).
Украшенный стиль
Украшенный стиль
Укра́шенный стиль (англ. decorated style), этап в развитии английской готики , сменивший раннеанглийский стиль и предшествовавший перпендикулярному стилю , согласно периодизации Т. Рикмана . В соборе Бристоля (1320-е гг.), в т. н. Октагоне (1322–1328) собора в Или, капелле Богоматери (1-я четверть 14 в.) собора в Уэлсе и других памятниках архитектуры 1250-х – 1350-х гг. (по другой версии, 1290-х – 1350-х гг.) отразились характерные черты украшенного стиля: филигранные оконные перемычки сложных криволинейных очертаний, активное введение сложных нервюрных сводов с развитой сеткой ожив и лиерн , обилие декоративной скульптуры. Иногда в русле украшенного стиля выделяют два сменяющих друг друга течения: геометрический и криволинейный стили, а также т. н. придворную школу (например, Вестминстерское аббатство в Лондоне, 2-я половина 13 в.), в которой черты украшенного стиля проявлены в меньшей степени.
Анжуйская готика
Анжуйская готика
Анжу́йская го́тика (стиль Плантагенетов ), вариант ранней французской готики , получивший распространение преимущественно в Анжу и Пуату в 12 в. Название стиля связано с правившими в этом регионе представителями Анжуйской династии (Плантагенеты). Соборы этого типа – однонефные или трёхнефные зальные базилики, перекрытые вспарушёнными ( «вздутыми» ) крестовыми сводами , напоминающими купола (например, в соборе Святого Маврикия в Анже , до 1240). Этот эффект достигался в ущерб высотности здания за счёт отказа от аркбутанов и увеличения толщины стены.

Живописцы России XX века

Жилинский Дмитрий Дмитриевич
Жилинский Дмитрий Дмитриевич
Жили́нский Дми́трий Дми́триевич (1927–2015), российский живописец, график и педагог, народный художник РСФСР (1987), действительный член Академии художеств СССР (1988). Творчески переосмысляя наследие древнерусской иконописи и живописи кватроченто, Жилинский создал монументализированные по композиции, локальные по цвету произведения, органично сочетающие жанровые признаки сюжетной картины и группового портрета («У моря. Семья», 1964, Третьяковская галерея; «Гимнасты СССР», 1964–1965; «Под старой яблоней», 1969, обе – Русский музей). Разработанный Жилинским художественный язык во многом определил развитие советской живописи в 1970-х гг. Лауреат Государственной премии РФ (1999).
Юон Константин Фёдорович
Юон Константин Фёдорович
Юо́н Константи́н Фёдорович (1875–1958), российский живописец и график. Участник выставок объединения «Мир искусства» (1903, 1906), один из организаторов Союза русских художников (1903), член Ассоциации художников революционной России (1925). Яркая манера живописи сложилась под влиянием импрессионизма . Для произведений Юона характерны органическое слияние пейзажа (в том числе архитектурного) с бытовым жанром («Зима. Ростов Великий», 1906, Русский музей , Санкт-Петербург), тяготение к многофигурным композициям («Базарная площадь. Кра сный товар», 1905, Третьяковская галерея , Москва).
Ларионов Михаил Фёдорович
Ларионов Михаил Фёдорович
Ларио́нов Михаи́л Фёдорович (1881–1964), российский живописец, график, сценограф, теоретик искусства. Раннее творчество в духе импрессионизма («Акации весной», 1904, Русский музей , Санкт-Петербург, и др.). В 1907–1912 гг. перешёл к неопримитивизму, создавая работы в духе лубка и вывески («Отдыхающий солдат», 1911, Третьяковская галерея , Москва, и др.). Мастер раннего русского авангардизма , один из организаторов московских выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Участник выставок Союза русских художников (1906–1907), журнала «Золотое руно» (1908–1910), объединений «Союз молодёжи» (1910–1912), «Синий всадник» (1912) и др. Плодотворно занимался графикой, участвовал в оформлении футуристических книг («Помада» А. Е. Кручёных , 1912). Автор теории лучизма (1912–1915), ставшего одним из первых опытов абстракционизма («Лучизм», 1912, собрание Чудновских, Санкт-Петербург, и др.). С 1915 г. вместе с женой Н. С. Гончаровой в Швейцарии, Испании и Италии; с 1917 г. в Париже; работали как театральные художники в трупп е « Русский балет Дягилева ». Автор ряда статей, воспоминаний о русском балете, дневников.
Рерих Николай Константинович
Рерих Николай Константинович
Ре́рих Никола́й Константи́нович (1874–1947), российский живописец, сценограф, археолог, об щественный деятель, писатель. Член Союза русских художников (с 1903) и объединения «Мир искусства» (председатель в 1910–1915). С конца 1890-х гг. писал картины преимущественно на темы славянской языческой древности, древнерусских преданий: «Гонец. "Восста род на род"» (1897), «Заморские гости» (1901; все – Третьяковская галерея , Москва) и др.; также виды древнерусской архитектуры. Оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева . Произведения Рериха чаще всего воссоздают суровые и величественные пейзажи. В 1910-е гг. Рерих вместе с женой, Е. И. Рерих , обратился к изучению культуры и мистики Востока; с 1923 г. жил в Индии. С 1920-х гг. занимался обширной просветительской и общественной деятельностью. В 1954 г. на основе Пакта Рериха в Гааге принята международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта .
«Ленинградские маркисты»
«Ленинградские маркисты»
«Ленингра́дские марки́сты», наименование ряда живописцев, писавших виды Ленинграда в 1930-е – 1940-е гг. под влиянием французских художников 1-й половины 20 в., в первую очередь А. Марке , от фамилии которого оно и образовано. Возникло в те же годы как отчасти ироническое, критическое название, которое в основном относится к мастерам ленинградской пейзажной школы ( В. А. Гринберг , А. С. Ведерников , Н. Ф. Лапшин и др.).
Лапшин Николай Фёдорович
Лапшин Николай Фёдорович
Лапши́н Никола́й Фёдорович (1891–1942), российский живописец, график, публицист. Систематического образования не получил; учился в том числе в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге (1912–1915). В 1910-е гг. примыкал к авангардным течениям , в начале 1920-х гг. сотрудник Музея художественной культуры . С конца 1920-х гг. активно работал как иллюстратор, в первую очередь научно-популярных детских книг. Писал городские пейзажи ; один из представителей ленинградской пейзажной школы . Преподавал, в том числе во Вхутемасе – Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (1929–1941). Учитель Р. Р. Васми . Погиб от голода в блокаду Ленинграда 1941–1944 гг.
Ленинградская пейзажная школа
Ленинградская пейзажная школа
Ленингра́дская пейза́жная шко́ла, группа живописцев, работавших в Ленинграде в 1930-е – 1940-е гг.: Н. А. Тырса , В. А. Гринберг , А. С. Ведерников , Н. Ф. Лапшин , В. В. Пакулин, А. И. Русаков. Писали преимущественно виды Ленинграда: их городские пейзажи отличает сдержанный колорит, ощущение покоя, внимание к состояниям природы. На мастеров ленинградской пейзажной школы оказали влияние французские живописцы последней трети 19 – первой трети 20 вв., а также ленинградские художники и педагоги старшего поколения, в первую очередь А. Е. Карёв .
Ряжский Георгий Георгиевич
Ряжский Георгий Георгиевич
Ря́жский Гео́ргий Гео́ргиевич (1895–1952), российский живописец. В ранних работах заметны влияния кубизма и наивного искусства («Портрет буржуя», 1922, Третьяковская галерея , Москва); работы зрелого периода принадлежат к характерным образцам социалистического реализма («Делегатка», 1927, ГТГ). Преподавал во Вхутеине (1929–1931) и Московском художественном институте (1934–1952; профессор с 1940).

Историки искусства

Рох Франц
Рох Франц
Рох Франц (1890–1965), немецкий историк искусства, художественный критик, фотограф. Ученик Г. Вёльфлина . Основной труд – «После экспрессионизма – магический реализм: проблемы новейшей европейской живописи» (нем. «Nach Expressionismus – Magischer Realismus: Probleme der neuesten europäischen Malerei», 1925); в нём Ф. Рох ввёл понятие магический реализм . Дискутировал с Х. Зедльмайром , опровергая его пессимистическое отношение к современному искусству (аргументы изложены в книге «Спор о современном искусстве. Полемика с противниками новой живописи», 1962). С 1920-х гг. создавал работы в технике фотоколлажа , многие из которых близки по ду ху к с юрреализму .
Хартлауб Густав Фридрих
Хартлауб Густав Фридрих
Ха́ртлауб Гу́став Фри́дрих (1884–1963), немецкий историк искусства, критик, галерист. Куратор (с 1913), директор (1923–1933) Кунстхалле г. Мангейм. Автор термина « новая вещественность », организатор выставки «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма» (1925). Преподаватель (с 1946), почётный профессор (с 1949) Гейдельбергского университета .

Типология искусства

Синтез искусств
Синтез искусств
Си́нтез иску́сств, объединение различных видов искусства в одном художественном произведении. Единство могут образовывать пластические искусства : архитектура , живопись , скульптура , декоративно-прикладное искусство . Они создают целостные художественные ансамбли , не сводимые к сумме составляющих их элементов. О синтезе в широком смысле можно говорить по отношению к сценическим искусствам, требующим интерпретатора (актёра, певца, танцовщика, музыканта-инструменталиста): драме , балету , опере и т. д. В 20–21 вв. воплощением синтеза искусств является киноискусство.
Венец капелл
Венец капелл
Вене́ц капе́лл, ряд капелл, окружающих главный алтарь базилики и предназначенных для размещения реликвий и дополнительных алтарей. Открывается в деамбулаторий . Венец капелл появился в романской архитектуре Франции для того, чтобы упорядочить движение паломников внутри базилики; сохранился в архитектуре готики .
«Аль антика»
«Аль антика»
«Аль анти́ка» ( от итал. аll'antica – в духе древних, в античном духе, на старинный манер), в истории искусства – расхожее выражение, обозначающее явления сознательной антикизации в искусстве различных эпох, обращения к «цитатам», приёмам, стилистике античного искусства.
Живописный мазок
Живописный мазок
Живопи́сный мазо́к, единица краски, нанесённой на поверхность живописного произведения. Размеры, структура и форма мазка зависят от особенностей инструмента (как правило, это кисть , но используются также шпатели, пальцы рук, разбрызгиватели и др.), которым он наносится. В зависимости от исторического периода и индивидуальной манеры художника отдельные мазки могут быть неразличимы, сливаясь в однородную цветовую поверхность, или наоборот, быть видимыми и даже иметь собственный объём (пастозный мазок). В последнем случае размер, форма и рельеф мазков, направления их наложения, образуемый ими ритм становятся индивидуальным художественным и выразительным средством, отличительной чертой манеры художника (поздние работы Тициана , произведения Ф. Халса , П. П. Рубенса , П. Сезанна , Ван Гога и др.).
Папье-маше
Папье-маше
Папье́-маше́, пластическая масса из размельчённой и размоченной бумаги, картона и других волокнистых материалов с добавками-наполнителями (мел, глина, гипс, клей). Лежит в основе японских, китайских, иранских и других восточных лаков . Со 2-й половины 15 в. в Европе (табакерки, шкатулки, ларцы и др., покрытые лаком и украшенные миниатюрами); в России с 18–19 вв.
Крестовый свод
Крестовый свод
Кресто́вый сво́д, свод , образованный пересечением двух равновеликих цилиндрических сводов под прямым углом. Имеет четыре опоры по углам, где сходятся боковые ( щёковые , торцевые) арки. Применим для перекрытия квадратных в плане пространственных ячеек.
«Святое собеседование»
«Святое собеседование»
«Свято́е собесе́дование» (итал. Sacra Conversazione), в западно-европейской живописи – иконографическая схема, представляющая святых, ангелов, донаторов , и др., предстоящих Христу или Богоматери. Основной смысл сцены – молитвенное ходатайство предстоящих о спасении душ верующих. Схема сложилась уже в искусстве раннего Средневековья , использовалась во фресковой живописи, декоре саркофагов, алтарных престолов, и др. Наиболее широкое распространение получила в алтарном образе конца 13 – 16 вв., но применялась во всех видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Термин сформировался и вошёл в употребление во 2-й половине 18 в.
Двойной портрет
Двойной портрет
Двойно́й портре́т, портретное изображение двух человек. Появился в эпоху Возрождения как супружеский портрет. Вскоре появились подобные изображения отца или матери с ребёнком, сестёр и братьев, других членов одной семьи, а также друзей. В дальнейшем состав моделей в двойных портретах стал очень разнообразным: так могли быть представлены соратники и единомышленники, коллеги, учителя с учениками и т. п. Двойной портрет, как правило, не только запечатлевает облик изображённых людей, но и характеризует отношения между ними с помощью диалога жестов и взглядов, взаимного расположения фигур в рамках композиции, аксессуаров и атрибутов , и так сближается с жанровой сценой .

Архитекторы и градостроители

Смитсон (архитекторы)
Смитсон (архитекторы)
Сми́тсон, английские архитекторы; супруги. Питер (1923–2003) и Элисон (1928–1993) Смитсон – представители брутализма , члены «Группы 10» и «Независимой группы» , реформаторы послевоенной британской архитектурной школы. Среди ключевых работ: школа Смитдона в Ханстантоне (графство Норфолк; 1951–1954), жилой комплекс «Робин Гуд Гарденс» в Лондоне (1969–1972), комплекс зданий редакции журнала The Economist в Лондоне (1959–1964), общежитие Гарден-билдинг для колледжа Святой Хильды в Оксфорде (1968–1970), корпуса Университета в Бате (1980-е гг.).
Виолле-ле-Дюк Эжен
Виолле-ле-Дюк Эжен
Виолле́-ле-Дюк Эже́н (1814–1879), французский архитектор, историк и теоретик архитектуры. В 1840–1860-х гг. занимался реставрацией и реконструкцией многих памятников романской и готической архитектуры Франции: собор Парижской Богоматери , Сент-Шапель в Париже, аббатство Сен-Дени , соборы в Везле , Амьене , Тулузе , Реймсе и Клермон-Ферране ; замки и городские укрепления и др. Собственные постройки (собственная вилла в Лозанне , 1874–1878, и др.) – в стиле историзма .
Пьяно Ренцо
Пьяно Ренцо
Пья́но Ре́нцо (род. 1937), итальянский архитектор. В своих работах следует принципам экологической архитектуры, уделяет внимание контексту, применяет новаторские конструктивные решения и технологии. Среди ключевых построек – Центр Помпиду в Париже (1972–1977, совместно с Р. Роджерсом ), стадион «Сан-Никола» в Бари (1990), Культурный центр имени Ж.-М. Тжибау в г. Нумеа (1998), небоскрёб The Shard в Лондоне (2012), новое здание Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке (2015), Дом культуры «ГЭС-2» в Москве (2021; реконструкция исторического здания электростанции).
Таут Бруно
Таут Бруно
Та́ут Бру́но (1880–1938), немецкий архитектор. Представитель нового строительства , пропагандировал цветность в архитектуре. Автор идеальных проектов в русле экспрессионизма , один из основателей объединения «Стеклянная цепь» (1919–1920). Среди ключевых построек – «Стеклянный дом» на выставке Немецкого Веркбунда в Кёльне (1914, не сохранился) и многочисленные комплексы массового жилья, в том числе включённые в список Всемирного наследия «Фалькенберг» («Гримнабор», 1913–1915), «Шиллер-парк» (1924–1930), «Бриц» («Подкова», 1925–1931), «Карл Легин» (1928–1930) в Берлине. Жил и работал в Москве (1932–1933), Японии (1933–1936; также изучал там архитектурное наследие), Турции (с 1936). Последней работой стал катафалк М. К. Ататюрка (1938).
Леблон Жан-Батист
Леблон Жан-Батист
Лебло́н Жан-Бати́ст (1679–1719), французский архитектор, ландшафтный архитектор, график. Построил в Париже отель Вандом (1706–1707), разрабатывал проекты парков виллы М. Реньо, замка Уже в Шатийоне (близ Парижа) и др. «Генерал-архитектор» Санкт-Петербурга (с 1716); автор «Генерального чертежа Санкт-Петербургу» (1717; овальный в плане город с развитой системой каналов, окружённый крепостными валами с бастионами; проект не был утверждён). Гравировал иллюстрации для архитектурных трактатов (А. Ж. Дезалье д’Аржанвиль «Теория и практика садоводства», 3-е издание, 1722).
Стерлинг Джеймс (архитектор)
Стерлинг Джеймс (архитектор)
Сте́рлинг Джеймс (1926–1992), шотландский архитектор. Первые постройки близки к брутализму (жилой комплекс в Хам-Коммоне, 1957–1958 в Лондоне). В 1960-х гг. отходит от принципов «классического» модернизма (общежитие Флори-билдинг Куинс-колледжа в Оксфордском университете , 1966–1971). С 1971 г. работал над зарубежными объектами в стиле постмодернизма (здания Новой государственной галереи в Штутгарте, 1984). Преподавал в Йельском университете в Нью-Хейвене (1959 и 1966–1984). Возведён в рыцарское достоинство (1992). Именем Стерлинга названа главная ежегодная (c 1996) премия Королевского института британских архитекторов за лучший реализованный архитектурный проект.
Гримм Герман Давидович
Гримм Герман Давидович
Гримм Ге́рман Дави́дович (1865–1942), российский архитектор. Сын Д. И. Гримма . Работал в Санкт-Петербурге. Строил церкви как в русском стиле (Усекновения главы Иоанна Предтечи, 1901–1903, совместно с архитектором Г. Г. фон Голи; Воскресения Христова у Варшавского вокзала, сочетающая элементы русского стиля и модерна , проект – 1903, освящена в 1908, совместно с архитекторами Голи, А. Л. Гуном), так и в неорусском стиле (церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия, 1906–1911). Проектировал и деревянные храмы (церковь Святого Сергия Радонежского, проект 1900, разобрана в 1905). Большую долю в творческом наследии архитектора занимают гражданские сооружения в стиле модерн (Гимназия и реальное училище К. И. Мая, 1909–1910; книгоиздательство А. Ф. Девриена, 1913–1914, и др.). Совместно с архитектором А. И. фон Гогеном разработал проект музея А. В. Суворова (реализован в 1901–1904). Отец Г. Г. Гримма .
Сааринен Ээро
Сааринен Ээро
Са́аринен Э́эро (1910–1961), американский архитектор и дизайнер. Сын архитектора Элиеля Сааринена . В первых постройках в русле модернизма демонстрируют внимание к фактуре материала (концертный зал Клейнханс в Буффало, штат Нью-Йорк, 1940). В проекте монумента Т. Джефферсона «Арка-врата» в Сент-Луисе (проект 1948, реализован в 1963–1965) воплотилось его мастерство работы с пластической формой, как и в его проектах мебели из гнутой фанеры, пластика 1930-1950-х гг. Сааринен первым применил зеркальное стекло в крупном масштабе (комплекс лабораторий Bell Labs в Холмделе, штат Нью-Джерси, 1957–1962). Среди построек Сааринена также: терминалы аэропортов имени Дж. Ф. Даллеса в Вашингтоне (1958–1962) и Элиникон в Афинах (1969), здания посольств США в Лондоне (1957–1960) и Осло (1959).