Литераторы

Популярные статьи

Пушкин Александр Сергеевич
Пушкин Александр Сергеевич
Пу́шкин Алекса́ндр Серге́евич (1799–1837), русский поэт, драматург, прозаик, историк, литературный критик и журналист. Создатель современного русского литературного языка, обобщивший достижения русской литературы 18 в. Оказал значительное влияние на русскую литературу 19–20 вв., осуществив в широком жанровом диапазоне сложный синтез возможностей нескольких направлений ( барокко , классицизм , романтизм , реализм ). В ранней лирике тяготел к тематике и жанрам французской лёгкой поэзии . В поэмах «Кавказский пленник» (1820–1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821–1823), «Цыганы» (1824), отмеченных влиянием поэм Дж. Байрона , исследовал проблему «героя века», развёрнутую в «романе в стихах» «Евгений Онегин» (1823–1831). В 1820–1830-х гг. резко усиливается звучание «вечных» вопросов (человек и Бог; жизнь, смерть и бессмертие; гибель и спасение души; оправдание творчества и др.) и связанных с ними проблем, прежде всего истории, народа и власти: трагедия «Борис Годунов» (1824–1825), поэмы «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833), роман «Капитанская дочка» (1836).
Крапивин Владислав Петрович
Крапивин Владислав Петрович
Крапи́вин Владисла́в Петро́вич (1938–2020), русский детский писатель и журналист. Автор повестей «Та сторона, где ветер» (1965), «Оруженосец Кашка» (1966), «Тень каравеллы» (1970), «Колыбельная для брата» (1979); романов «Журавлёнок и молнии» (1981), «Дети синего фламинго» (1981), «Голубятня на жёлтой поляне» (1983–1985), «Давно закончилась…» (1999), «Семь фунтов брамсельного ветра» (2003); исторической трилогии «Острова и капитаны» (1987), цикла повестей и романов «В глубине Великого Кристалла» (1989–1992) и др.
Брюсов Валерий Яковлевич
Брюсов Валерий Яковлевич
Брю́сов Вале́рий Я́ковлевич (1873–1924), русский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, литературовед, переводчик, общественный деятель. Один из основоположников и теоретиков русского символизма . Эстетизация безобразного, экспериментирование со стихотворными формами отражены в поэтических сборниках «Chefs d’œuvre» («Шедевры», 1895), «Chefs d’œuvre» (1896), «Me eum esse» («Это – я», 1897). Мифологические, исторические и урбанистические темы, эротическая лирика в сочетании с картинами природы и философскими медитациями характерны для поэтических сборников «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906), «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912). Самоповторы, ориентация на классические традиции – в поэтических сборниках «Семь цветов радуги» (1916), «Последние мечты», 1920) и др. Позднее творчество Брюсова отмечено влиянием поэтического авангардизма и сциентизма : сборники «В такие дни», «Миг» (оба 1921), «Дали» (1922), «Меа» (1924). Темы эротики, пограничных состояний сознания превалируют в новеллах, вошедших в сборник «Земная ось» (1910). Среди других произведений – исторические романы «Огненный ангел» (1907–1908), «Алтарь Победы» (1911–1912), повести «Рея Сильвия» (1914), «Гора звезды» (1973), исторические, детективные, научно-фантастические рассказы (1934, 1976, 1998), пьесы «Земля. Сцены будущих времён» (1905), «Протесилай умерший» (1913).
Степанцов Вадим Юрьевич
Степанцов Вадим Юрьевич
Степанцо́в Вади́м Ю́рьевич (род. 1960), русский поэт, актёр и рок-вокалист. В 1977–1980 гг. учился в Московском технологическом институте мясной и молочной промышленности (ныне Московский государственный университет пищевых производств; не окончил). Создатель Ордена куртуазных маньеристов (1988). Автор текстов песен для групп «Браво» , «На-На» и «Тату». В 1989 г. совместно с К. А. Григорьевым создал рок-группу «Бахыт-Компот»; её вокалист. В романе «Отстойник вечности» (1992) описал жизнь и быт участников Ордена куртуазных маньеристов.
Цветаева Марина Ивановна
Цветаева Марина Ивановна
Цвета́ева Мари́на Ива́новна (1892–1941), русский поэт, прозаик, драматург. Лирика раннего периода («Вечерний альбом», 1910, и др.) традиционна, отмечена напевностью стиха. Взлёт поэтического мастерства пришёлся на произведения 1916 г.: циклы «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…» и др.), «Стихи о Москве» («Облака – вокруг…» и др.), «Стихи к Ахматовой» («О, Муза плача, прекраснейшая из муз!..»). Центральные темы творчества – любовь, поэзия, Россия. Поэтический стиль отмечен экспрессивностью, сочетанием ритмов фольклорных жанров с разговорными интонациями и «высокой» лексики с простонародной, игрой звуков и слов. Лирический цикл «Лебединый стан» (1917–1920) воспел Белое движение . Сборник зрелой лирики «После России. 1922–1925» (1928) отмечен трагизмом столкновения поэта с окружающим миром. Известна переписка Цветаевой с Б. Л. Пастернаком и Р. М. Рильке (1926). Автор пьес в стихах «Червонный валет» (1918), «Каменный ангел» (1919) и др.
Лермонтов Михаил Юрьевич
Лермонтов Михаил Юрьевич
Ле́рмонтов Михаи́л Ю́рьевич (1814–1841), русский поэт, прозаик, драматург. Оказал значительное влияние на русскую литературу 19–20 вв. В своей поэзии, отразившей влияние разнородных традиций, в том числе «элегической школы» В. А. Жуковского , гражданской и философской лирики 1820–1830-х гг., восходящей к торжественной и духовной оде 18 в., а также творчества А. С. Пушкина , развивал романтические мотивы противостояния толпе (стихотворение «Смерть поэта», 1858), героического подвига (стихотворение «Бородино», 1837), изгнанничества (поэма «Мцыри», 1840). В романе «Герой нашего времени» (1840) на примере судьбы главного героя, человека своего поколения, рассмотрел основные романтические ценности (любовь, дружба, свобода), поставил кардинальные религиозно-философские вопросы (предопределение и свобода воли, вера и неверие, отношение человека к Творцу и др.), не получающие однозначного решения. Среди других произведений: драма в стихах «Маскарад» (1842, поставлена в 1862), поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1838), «Демон» (1842).
Сальников Алексей Борисович
Сальников Алексей Борисович
Са́льников Алексе́й Бори́сович (род. 1978), русский писатель. Поэзии свойственны отстранённая, эпическая интонация, анжамбманы, использование тропов и языковой игры, интертекстуальность, предметность, постромантическая мизантропия: сборники «Людилошади» (2006), «Дневник снеговика» (2013) и др. В романах использовал приёмы литературного абсурда, гротеск, фантастическое допущение, чёрный юмор: «Отдел» (2015), «Опосредованно» (2019) и др. Набольшую известность получил роман «Петровы в гриппе и вокруг него» (2018), в котором привычный быт екатеринбургской семьи переплетается с элементами сюрреализма и фантастики.
Мюссе Альфред де
Мюссе Альфред де
Мюссе́ Альфре́д де (1810–1857), французский, писатель, драматург. Прославился психологическим романом «Исповедь сына века» (1836), в котором представлен обобщённый портрет молодого поколения эпохи Реставрации (в основе сюжета – история романтического героя, пытающегося примириться с окружающим миром, но терпящего в итоге духовный крах), поэмами «Ролла» (1833), «Ночи» (1835–1837), драмами «Венецианская ночь» (1830), «Прихоти Марианны» (1833), «С любовью не шутят» (1834), «Лоренцаччо» (1834) и другими произведениями.

Французская литература Нового и Новейшего времени

Мюссе Альфред де
Мюссе Альфред де
Мюссе́ Альфре́д де (1810–1857), французский, писатель, драматург. Прославился психологическим романом «Исповедь сына века» (1836), в котором представлен обобщённый портрет молодого поколения эпохи Реставрации (в основе сюжета – история романтического героя, пытающегося примириться с окружающим миром, но терпящего в итоге духовный крах), поэмами «Ролла» (1833), «Ночи» (1835–1837), драмами «Венецианская ночь» (1830), «Прихоти Марианны» (1833), «С любовью не шутят» (1834), «Лоренцаччо» (1834) и другими произведениями.
Бальзак Оноре де
Бальзак Оноре де
Бальза́к Оноре́ де (1799–1850), французский писатель, журналист. Один из крупнейших теоретиков и практиков реализма . В своём творчестве, стремясь к объективному отражению действительности, показывал историко-социальную детерминированность событий и характеров, сочетал типизацию с индивидуализацией героев, при этом активно использовал элементы романтической эстетики. Центральное произведение – «Человеческая комедия» (1842–1845) – представляет собой цикл из 143 романов, повестей, новелл (95 из них закончены), объединённых общим замыслом (всесторонне и полно описать современную эпоху) и многими персонажами (всего свыше 2400): романы «Неведомый шедевр» (1831–1837), «Шагреневая кожа» (1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834–1835), «Утраченные иллюзии» (1837–1843) и др.  Автор прозаических сборников «Сцены частной жизни» (1830), «Сто забавных рассказов» (1832–1837), драм, статей и других сочинений.
Бомарше Пьер-Огюстен де
Бомарше Пьер-Огюстен де
Бомарше́ Пьер-Огюсте́н де (1732–1799), французский драматург, государственный и общественный деятель. Занимал различные должности при дворе Людовика XV . Прославился комедиями «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» (1775) и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1778), в которых изобразил конфликт между третьим сословием и дворянством накануне Французской революции 18 в. Их сюжеты составили основу либретто опер «Свадьба Фигаро» (1786) В. А. Моцарта и «Севильский цирюльник» (1816) Дж. Россини . Среди других произведений – мещанские драмы «Евгения» (1767) и «Два друга» (1770), мемуары.
Рекамье Жюли
Рекамье Жюли
Рекамье́ Жюли́ (Julie Récamier; урождённая Бернар, Bernard) (1777–1849), хозяйка интеллектуального парижского салона (с 1798). Салон посещали государственные деятели К. Жордан, Л. Бонапарт , писатели Ж.-М. де Жерандо, Э. Легуве, Ж. де Сталь и др. В 1811–1814 гг. вынужденно проживала в Риме, где приобщила итальянские интеллектуальные круги к салонной культуре. После падения режима Наполеона I вернулась в Париж, возобновила приёмы. Этот период деятельности салона отличается литературно-философской направленностью. Среди посетителей: О. де Бальзак , А. де Ламартин , Ш. О. де Сент-Бёв , Ф. Р. де Шатобриан . Литературный портрет мадам де Рекамье можно найти в романе её близкой подруги Ж. де Сталь «Коринна, или Италия» («Corinne ou l'Italie», 1807). «Портрет мадам Рекамье» (1800, Лувр, Париж), написанный Ж. Л. Давидом , – важнейшее произведение эпохи классицизма ; в 1951 г. Р. Магрит обыграл его мотив в работе «Перспектива. “Мадам Рекамье” Давида» (1951, Национальная галерея Канады, Оттава): место женщины на кушетке занял гроб.
Сталь Жермена де
Сталь Жермена де
Сталь Жерме́на де (1766–1817), французская писательница. В трактате «О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями» (1799) связала развитие словесности с условиями социальной среды, религией, нравами, климатом. Высоко оценивая литературу Средневековья и Северной Европы (в том числе У. Шекспира ), подрывала устои нормативной эстетики классицизма и во многом предвосхитила методологию сравнительно-исторического литературоведения . Трактат «О Германии» (1810), посвящённый немецкой культуре, философии, религии, литературе, оказал значительное влияние на развитие французского романтизма . Среди других сочинений: романы «Дельфина» (1802), «Коринна, или Италия» (1807), мемуары «Десять лет в изгнании» (1821), обширная переписка.
Мольер
Мольер
Молье́р (1622–1673), французский драматург, актёр, реформатор сценического искусства. Родоначальник современной комедии , один из крупнейших представителей классицизма . Служил при дворе Людовика XIV . Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и грубый юмор сочетаются с изяществом и артистизмом. Высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников: комедии «Смешные жеманницы» (1659), «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Мизантроп» (1666), «Скупой» (1668), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Мнимый больной» (1673) и др. Постановка комедии «Дон Жуан, или Каменный пир» (1665), в которой описано развратное поведение и цинизм главного героя, подверглась критике за вольнодумство. Колоритные герои пьес Мольера, олицетворяющие собой вечные человеческие страсти, стали излюбленными образами мирового театра.
Нодье Шарль
Нодье Шарль
Нодье́ Шарль (1780–1844), французский писатель. Своим творчеством, опираясь на традиции сентименталистской и готической прозы, сыграл важную роль в становлении и оформлении эстетических принципов романтизма . Один из первых французских романтиков, обратившихся к жанру литературной сказки . Прославился романом «Жан Сбогар» (1818), в котором заглавный герой, благородный разбойник, бросает вызов несправедливому общественному устройству; сказкой «Трильби, или Аргайльский эльф» (1822), «экспериментальным» романом «История Богемского короля и его семи замков» (1830) и другими произведениями.
Боннар Абель
Боннар Абель
Бонна́р Абе́ль (1883–1968), французский писатель, публицист, государственный деятель. Для его романов «Жизнь и любовь» (1913) и «Дворец Палмакамини» (1914) из жизни «высшего общества», содержащих автобиографические черты, характерны стремление к утончённому психологизму и стилистическому изяществу. С начала 1920-х гг. выступал преимущественно как эссеист, затрагивая широкий круг тем: путевые заметки-размышления «В Китае» (1924), «В Марокко» (1927), «Рим» (1931) и др.; рассуждения в духе французских моралистов 16–17 вв. «Похвала невежеству» (1926), «Деньги» (1928) и др.; осмысление жизненного и духовного опыта близких ему героев «Любовная жизнь Анри Бейля» (1926), «Дополнение к “О любви” Стендаля» (1928) и др.

Алтайские писатели

Чевалков Михаил Васильевич
Чевалков Михаил Васильевич
Чева ́ лков Михаи ́ л Васи ́ льевич (1817–1901), алтайский и русский писатель, переводчик, дипломат, фольклорист. Уроженец села Карасук Бийского уезда Томской губернии. В 1844 г. был зачислен в штат Алтайской духовной миссии на должность толмача. В 1870 г. рукоположён в сан дьякона (первый алтаец - служитель Русской православной церкви ). Автор биографического очерка «Жизнь Чевалкова» [«Чöбöлкöптÿҥ jÿрÿми» (1866), издана в русском переводе в Томске под названием «Памятное завещание» (1894) ], ставшего первым художественным произведением письменной алтайской литературы. Собирал фольклорный материал на алтайском языке, который был включён в первый том труда учёного-этнографа В. В. Радлова «Образцы народной литературы тюркских племён, живущих в Южной Сибири» (1866). В 1860–1870-е гг. переводил басни И. А. Крылова на алтайский язык. Автор поэтических сборников «Поучительные статьи в стихах на алтайском языке» [выпуск 1(1872), выпуск 2 (1881), выпуск 3 (1893), выпуск 4 (1894)].
Белеков Иван Итулович
Белеков Иван Итулович
Беле́ков Ива́н Иту́лович (псевдоним Дима́н Белеко́в) (род. 1953), алтайский и русский поэт, журналист, политический деятель, заслуженный работник культуры РФ (1997). В 1975 г. окончил Литературный институт имени А. М. Горького . Кандидат исторических наук (1991). Член Союза писателей СССР (1983). Председатель Алтайского регионального отделения Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО . С 2006 г. секретарь регионального отделения политической партии «Единая Россия» Республики Алтай, с 2016 г. – член регионального политсовета, с 2019 г. – член Президиума регионального совета, депутат Госдумы 7-го созыва (2016–2021). Автор сборников стихов: «Подснежниковые поля» ( «Кöктаманду jалаҥдар», 1974 ), «Ветры молодости» ( «Эркин эзин», 1977 ), «Песни в кругу» ( «Кÿрее кожон», 1985 ), «Возвращение к Бай Тереку» , «Катунь мое море» ( «Кадын – мениҥ талайым» , оба 2013). По его пьесе «Восхождение на Хан-Алтай» в 2010 г. в Национальном театре Республики Алтай поставлен одноимённый спектакль [режиссёр – министр культуры Республики Саха (Якутия) А. С. Борисов ]; в 2013 г. издана отдельной книгой.
Укачин Борис Укачинович
Укачин Борис Укачинович
Ука́чин Бори́с Ука́чинович (1936–2003), алтайский и русский писатель. В 1967 г. окончил Литературный институт имени А. М. Горького . Автор поэтических сборников на алтайском языке «Дороги» («Jолдор», 1960), «Кто я?» («Мен кем?», 1963), «Стихи» («Ӱлгерлер», 1966), «Земля синего неба» («Чаҥкьгр теҥерилӱ јер», 1968) и др. Член Союза писателей СССР (1964). В 1971 г. вышел прозаический сборник «Горные духи» на русском языке, по произведениям которого в Национальном драматическом театре имени П. В. Кучияка были поставлены спектакли [повести «Горные духи» (режиссёр М. Г. Назарова, 1979) и «До смерти ещё далеко» (режиссёр Н. Шумаров, 1985), монолог «Кто я?» (режиссёр Н. Ф. Паштаков, 1988)].
Кокышев Лазарь Васильевич
Кокышев Лазарь Васильевич
Ко́кышев Ла́зарь Васи́льевич (1933–1975), алтайский писатель, переводчик. После окончания Литературного института имени А. М. Горького (1957) работал редактором Горно-Алтайского книжного отделения Алтайского книжного издательства (1957–1962), корреспондентом областного радио, консультантом по литературным вопросам Горно-Алтайского отделения Союза писателей РСФСР (1970). Член Союза писателей СССР (1958). Поэма «Туба» (1958), драма «Туманный Аргут» («Тумантык Аркыт», 1969) были поставлены на сцене Национального драматического театра имени П. В. Кучияк. Автор романов «Арина» (1959), «Цветок степей» («Чӧлдӧрдиҥ чечеги», 1968), «Созвездие Плеяды» («Мечин Јылдыс», 1971). Первый алтайский роман «Арина» был переведён на русский (перевод А. У. Китайника, 1967), тувинский (перевод М.Б. Доржу, 1969) и казахский (перевод Н. Телеутова, 1972) языки; пьеса по мотивам романа поставлена в ряде театров. Автор автобиографических повестей «Дети гор» («Тууладрдаҥ келген балдар», 1962; перевод на русский язык В. Синицына, 1976) – о детстве в военные годы, «Сто писем» («Jÿс письмо», 1990) – о юности. Перевёл на алтайский язык произведения А. С. Пушкина , М. Ю. Лермонтова , Р. Бёрнса и других поэтов.
Енчинов Чот Иванович
Енчинов Чот Иванович
Енчи́нов Чот Ива́нович (1914–1987), алтайский писатель, драматург. Окончил исторический факультет Ленинградский институт истории, философии, литературы и лингвистики (ныне Санкт-Петербургский государственный университет ). До начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. работал в Ташкенте, затем вернулся в Ойрот-Туру (ныне Горно-Алтайск). В годы войны работал заведующим литературным отделом в Национальном драматическом театре имени П. В. Кучияк. Жил и работал в г. Абакане (Хакасия), затем долгое время проживал в Каракалпакской АССР, Киргизской ССР, Казахской ССР. Автор поэтических сборников «Песни и поэмы» («Кожоҥдор ло тууjылар», 1944), «Поэмы» («Тууjылар», 1944), «Поэмы» («Jеҥÿ: поэмалар ла стихтер», 1949), «Лунокрылый сокол мой» («Ай канатту шоҥкорым», 1984) и др. Написал пьесы «Ай-Тана» (1948), «Шулмус» (1965), «Темир» (1950).
Палкин Эркемен Матынович
Палкин Эркемен Матынович
Па́лкин Эркеме́н Маты́нович (1934–1991). Алтайский поэт, прозаик, общественный деятель. В 1952–1957 гг. учился в Литературном институте имени А. М. Горького , посещал семинары В. А. Луговского . Член Союза писателей СССР (1958). Основал Дом писателей в Горно-Алтайске, организовывал Дни алтайской литературы в разных регионах и республиках СССР, в том числе на Украине, в Якутии, Башкирии. Переводил произведения А. С. Пушкина , М. Карима , А. Кунанбаева и др. Автор поэтических сборников «Новый человек» («Jаҥы кижи», 1956), «Родные люди» («Тöрöл улус», 1958), «Земля – мать, солнце – отец» («Энебис – jер, адабыс – кÿн», 1991), поэм «Амыр» (1958), «Чёрное пламя» («Кара от», 1964), повестей «Жеребёнок ржёт» («Кулун киштейт», 1960), «Алан» (1966), позднее переработанных в роман «Алан» (1978) и др. Награждён орденом Дружбы народов (1984).
Мундус-Эдоков Мирон Васильевич
Мундус-Эдоков Мирон Васильевич
Мунду́с-Эдо́ков Миро́н Васи́льевич (1879–1942), алтайский писатель, драматург, переводчик. Родился в селе Улала в крестьянской семье. Окончил четырёхлетнюю церковно-приходскую школу, затем два года учился в знаменитой школе имени П. И. Макушина в г. Томске, там же окончил учительские курсы. 25 лет работал учителем в школах области. В 1911 г. закончил трёхмесячные курсы учителей в Томске. Работал сельским учителем. В 1928 г. поступил на юридические курсы. После окончания работал адвокатом в Усть-Кане. В 1931 г. он вновь вернулся к педагогической деятельности. Составил первые книги для чтения в алтайских школах: «Ойрот школа» (1924), «Утренняя звезда» (1925). Перевёл басню К. Д. Ушинского «Гусь и журавль», поэму Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и др. Автор сатирических рассказов «Бурханист» («Jарлыкчы», 1924), «Шаман» («Кам», 1924), рассказов-притч для детей «Львёнок» («Арсланныҥ балазы», 1924), «Гусь и Журавль» («Кас ла турна», 1924) и стихотворений. В историю алтайской литературы М. В. Мундус-Эдоков вошёл как основоположник национальной драматургии. Его пьесы «Невестка» («Jеҥе», 1927), «Прежде и теперь» («Озогызы ла эмдиги», 1928) касались актуальных проблем становления нового быта, новых обычаев советской алтайской деревни. Принимал участие в установлении Советской власти на Алтае, переводил на алтайский язык партийные и советские документы.
Каинчин Дибаш Берукович
Каинчин Дибаш Берукович
Каи́нчин Диба́ш Беру́кович (псевдоним; настоящие имя, отчество и фамилия Семён Берукович Каинчин) (1938–2012), алтайский писатель, переводчик. Член Союза писателей СССР (1971). Автор сборника деревенской прозы «Люди одной долины» ( «Јаҥыс јердиҥ улузы», 1969 ), рассказов «Талкан» (1969), «Кактанчи» (1968), «Капшун» (1965) (за все три – премия журнала «Дружба народов» , 1971), «Изгородь» (1992), романа «Над нами Белуха» ( «Ӱстибисте Ӱч-Сÿмер», 2003 ), повестей «Пепел звезд» (2006) , «Пусть глазам моим покажутся горы» (1989), мемуаров «Время и жизнь» ( «Öй лӧ jÿрÿм», 2013 ). Перевёл на алтайский язык произведения Акутагавы Рюноскэ («Паутинка»), Ч. Айтматова , С. Сейрана, М. А. Шолохова , В. М. Шукшина и др. По мотивам повести «Изгородь» в 2018 г. был снят одноимённый короткометражный фильм (режиссёр М. Кулунаков).

Литература Российской империи

Пушкин Александр Сергеевич
Пушкин Александр Сергеевич
Пу́шкин Алекса́ндр Серге́евич (1799–1837), русский поэт, драматург, прозаик, историк, литературный критик и журналист. Создатель современного русского литературного языка, обобщивший достижения русской литературы 18 в. Оказал значительное влияние на русскую литературу 19–20 вв., осуществив в широком жанровом диапазоне сложный синтез возможностей нескольких направлений ( барокко , классицизм , романтизм , реализм ). В ранней лирике тяготел к тематике и жанрам французской лёгкой поэзии . В поэмах «Кавказский пленник» (1820–1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821–1823), «Цыганы» (1824), отмеченных влиянием поэм Дж. Байрона , исследовал проблему «героя века», развёрнутую в «романе в стихах» «Евгений Онегин» (1823–1831). В 1820–1830-х гг. резко усиливается звучание «вечных» вопросов (человек и Бог; жизнь, смерть и бессмертие; гибель и спасение души; оправдание творчества и др.) и связанных с ними проблем, прежде всего истории, народа и власти: трагедия «Борис Годунов» (1824–1825), поэмы «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833), роман «Капитанская дочка» (1836).
Брюсов Валерий Яковлевич
Брюсов Валерий Яковлевич
Брю́сов Вале́рий Я́ковлевич (1873–1924), русский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, литературовед, переводчик, общественный деятель. Один из основоположников и теоретиков русского символизма . Эстетизация безобразного, экспериментирование со стихотворными формами отражены в поэтических сборниках «Chefs d’œuvre» («Шедевры», 1895), «Chefs d’œuvre» (1896), «Me eum esse» («Это – я», 1897). Мифологические, исторические и урбанистические темы, эротическая лирика в сочетании с картинами природы и философскими медитациями характерны для поэтических сборников «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906), «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912). Самоповторы, ориентация на классические традиции – в поэтических сборниках «Семь цветов радуги» (1916), «Последние мечты», 1920) и др. Позднее творчество Брюсова отмечено влиянием поэтического авангардизма и сциентизма : сборники «В такие дни», «Миг» (оба 1921), «Дали» (1922), «Меа» (1924). Темы эротики, пограничных состояний сознания превалируют в новеллах, вошедших в сборник «Земная ось» (1910). Среди других произведений – исторические романы «Огненный ангел» (1907–1908), «Алтарь Победы» (1911–1912), повести «Рея Сильвия» (1914), «Гора звезды» (1973), исторические, детективные, научно-фантастические рассказы (1934, 1976, 1998), пьесы «Земля. Сцены будущих времён» (1905), «Протесилай умерший» (1913).
Цветаева Марина Ивановна
Цветаева Марина Ивановна
Цвета́ева Мари́на Ива́новна (1892–1941), русский поэт, прозаик, драматург. Лирика раннего периода («Вечерний альбом», 1910, и др.) традиционна, отмечена напевностью стиха. Взлёт поэтического мастерства пришёлся на произведения 1916 г.: циклы «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…» и др.), «Стихи о Москве» («Облака – вокруг…» и др.), «Стихи к Ахматовой» («О, Муза плача, прекраснейшая из муз!..»). Центральные темы творчества – любовь, поэзия, Россия. Поэтический стиль отмечен экспрессивностью, сочетанием ритмов фольклорных жанров с разговорными интонациями и «высокой» лексики с простонародной, игрой звуков и слов. Лирический цикл «Лебединый стан» (1917–1920) воспел Белое движение . Сборник зрелой лирики «После России. 1922–1925» (1928) отмечен трагизмом столкновения поэта с окружающим миром. Известна переписка Цветаевой с Б. Л. Пастернаком и Р. М. Рильке (1926). Автор пьес в стихах «Червонный валет» (1918), «Каменный ангел» (1919) и др.
Лермонтов Михаил Юрьевич
Лермонтов Михаил Юрьевич
Ле́рмонтов Михаи́л Ю́рьевич (1814–1841), русский поэт, прозаик, драматург. Оказал значительное влияние на русскую литературу 19–20 вв. В своей поэзии, отразившей влияние разнородных традиций, в том числе «элегической школы» В. А. Жуковского , гражданской и философской лирики 1820–1830-х гг., восходящей к торжественной и духовной оде 18 в., а также творчества А. С. Пушкина , развивал романтические мотивы противостояния толпе (стихотворение «Смерть поэта», 1858), героического подвига (стихотворение «Бородино», 1837), изгнанничества (поэма «Мцыри», 1840). В романе «Герой нашего времени» (1840) на примере судьбы главного героя, человека своего поколения, рассмотрел основные романтические ценности (любовь, дружба, свобода), поставил кардинальные религиозно-философские вопросы (предопределение и свобода воли, вера и неверие, отношение человека к Творцу и др.), не получающие однозначного решения. Среди других произведений: драма в стихах «Маскарад» (1842, поставлена в 1862), поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1838), «Демон» (1842).
Лухманова Надежда Александровна
Лухманова Надежда Александровна
Лухма́нова Наде́жда Алекса́ндровна (1841 или 1844 – 1907), русская писательница, журналистка, драматург, переводчица, общественная деятельница. Основные темы творчества: взаимоотношения мужчины и женщины, кризис института брака, права женщины (автобиографическая повесть «Двадцать лет назад. Воспоминания из институтской жизни», 1893; сборник рассказов «Короткие рассказы о горе и счастье людском», 1898; настольная книга «Спутник женщины», 1898; сборники статей «Причина вечной распри между мужчиной и женщиной», 1901, «Проституция и отношение к ней общества», 1903, и др.). Автор пьес «Сибирский Риголетто» (1900), «Охотник за белой дичью» (1903), очерков о Сибири «В глухих местах» (1895) и других произведений. Участвовала в русско-японской войне 1904–1905 гг. в качестве сестры милосердия и военного корреспондента.
Пушкин Василий Львович
Пушкин Василий Львович
Пу́шкин Васи́лий Льво́вич (1766–1830), русский поэт. Дядя А. С. Пушкина . Послания «К В. А. Жуковскому» (1810) и «К Д. В. Дашкову» (1811) – первые манифесты карамзинской школы. В ироикомической поэме «Опасный сосед» (1815–1816) выступил против А. С. Шишкова и его последователей.
Чулков Георгий Иванович
Чулков Георгий Иванович
Чулко́в Гео́ргий Ива́нович (1879–1939), русский прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист, переводчик. Одна из сквозных тем творчества – впечатления от жизни в сибирской тайге, куда, будучи студентом, он был сослан за участие в революционном движении. В 1900-е гг. выступал как литературный критик; испытал сильное влияние идей символистов, что отразилось на большинстве его поэтических произведений: сборники «Весною на Север», 1908; «Стихотворения», 1922. Создатель теории «мистического анархизма», в которой впоследствии разочаровался. Под влиянием идеи Вяч. И. Иванова о возрождении античной трагедии разработал собственную театральную концепцию: пьесы «Невеста», 1916; «Карманьола», 1919; «Дон-Кихот», 1935. В романах «Сатана» (1914), «Серёжа Нестроев» (1916), «Метель» (1916) заметно влияние Ф. М. Достоевского . Автор исторических произведений (сборники рассказов «Посрамлённые бесы», 1921; «Вечерние зори», 1924; поэма «Мария Гамильтон», 1922, роман «Salto mortale, или Повесть о молодом вольнодумце Пьере Волховском», 1930). Создал научные труды об А. С. Пушкине , Ф. И. Тютчеве и других писателях. Автор воспоминаний о литературной жизни Серебряного века «Годы странствий» (1930).
Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Николай Васильевич
Го́голь Никола́й Васи́льевич (1809–1852), русский писатель, драматург, публицист. Своим творчеством способствовал развитию реалистических стилей, начиная с натуральной школы до русского романа ( И. С. Тургенев , И. А. Гончаров , А. И. Герцен , Л. Н. Толстой и др.), укреплению и обогащению гротескно-фантастического направления ( М. Е. Салтыков-Щедрин , Ф. Сологуб , А. Белый и др.). Религиозно-нравственные искания Гоголя в значительной мере определили онтологическую проблематику как в художественной литературе ( Ф. М. Достоевский ), так и в русской религиозной философии конца 19 – 1-й половины 20 вв. Прославился сборником прозы «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832), насыщенным украинским этнографическим и фольклорным материалом. В сборнике повестей «Миргород» (1835) критиковал каверзничество и сутяжничество («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»), разрушение идиллического состояния мира («Старосветские помещики») и естественных человеческих связей, происходящее под влиянием дьявольских сил («Вий»). В поэме-романе «Мёртвые души» (1-й том – 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Среди других произведений: комедии «Ревизор» (1836), «Женитьба» (1842), повести «Коляска» (1836), «Шинель» (1842), критические статьи, эссе.

Писатели современности

Крапивин Владислав Петрович
Крапивин Владислав Петрович
Крапи́вин Владисла́в Петро́вич (1938–2020), русский детский писатель и журналист. Автор повестей «Та сторона, где ветер» (1965), «Оруженосец Кашка» (1966), «Тень каравеллы» (1970), «Колыбельная для брата» (1979); романов «Журавлёнок и молнии» (1981), «Дети синего фламинго» (1981), «Голубятня на жёлтой поляне» (1983–1985), «Давно закончилась…» (1999), «Семь фунтов брамсельного ветра» (2003); исторической трилогии «Острова и капитаны» (1987), цикла повестей и романов «В глубине Великого Кристалла» (1989–1992) и др.
Степанцов Вадим Юрьевич
Степанцов Вадим Юрьевич
Степанцо́в Вади́м Ю́рьевич (род. 1960), русский поэт, актёр и рок-вокалист. В 1977–1980 гг. учился в Московском технологическом институте мясной и молочной промышленности (ныне Московский государственный университет пищевых производств; не окончил). Создатель Ордена куртуазных маньеристов (1988). Автор текстов песен для групп «Браво» , «На-На» и «Тату». В 1989 г. совместно с К. А. Григорьевым создал рок-группу «Бахыт-Компот»; её вокалист. В романе «Отстойник вечности» (1992) описал жизнь и быт участников Ордена куртуазных маньеристов.
Сальников Алексей Борисович
Сальников Алексей Борисович
Са́льников Алексе́й Бори́сович (род. 1978), русский писатель. Поэзии свойственны отстранённая, эпическая интонация, анжамбманы, использование тропов и языковой игры, интертекстуальность, предметность, постромантическая мизантропия: сборники «Людилошади» (2006), «Дневник снеговика» (2013) и др. В романах использовал приёмы литературного абсурда, гротеск, фантастическое допущение, чёрный юмор: «Отдел» (2015), «Опосредованно» (2019) и др. Набольшую известность получил роман «Петровы в гриппе и вокруг него» (2018), в котором привычный быт екатеринбургской семьи переплетается с элементами сюрреализма и фантастики.
Кузьмин Дмитрий Владимирович
Кузьмин Дмитрий Владимирович
Кузьми́н Дми́трий Влади́мирович (род. 1968), русский поэт, литературовед, литературный критик, издатель, переводчик. Внук переводчицы Норы Галь . Сооснователь Союза молодых литераторов «Вавилон» (1991–2004), редактор одноимённого журнала (1989–2003). Публиковал стихотворения в журналах «Арион» , «Крещатик» и др. Автор монографии «Русский моностих. Очерк истории и теории» (2016); составитель сборника «Нора Галь: Воспоминания. Статьи. Стихи. Письма. Библиография» (1997); участвовал в создании антологий « Самиздат века » (1997), « Девять измерений: антология новейшей русской поэзии » (2004), «La nuova poesia russa» (2003) и др. Опубликовал ряд критических статей о современной поэзии в «Литературной газете» , «Независимой газете» , журналах «Знамя» , «Дружба народов» , «Новое литературное обозрение» и др. Первая книга стихов и переводов «Хорошо быть живым» (2008). Избранные стихотворения вышли в переводе на украинский язык в сборнике «Ковдри не передбачені» («Одеяла не предусмотрены», 2018). С 1993 г. главный редактор издательства «АРГО РИСК». Основатель литературного клуба «Авторник» (1996–2006). Лауреат 6-го фестиваля свободного стиха (1995), премии имени Андрея Белого (2002) и др. Активист ЛГБТ-движения . С 2014 г. живёт в Эстонии.
А. Зорич
А. Зорич
А. Зо́рич (псевдоним; настоящие имя, отчество, фамилия Василий Тимофеевич Локоть) (1899–1937), русский писатель, журналист, сценарист. С 1919 г. работал секретарём в редакции газеты «Красное знамя» (Чернигов), там же начал писать заметки на бытовые темы, фельетоны, судебные отчёты, театральные рецензии. С 1922 г. в Москве. Работал в газетах «Правда» , «Известия» , печатался в журналах «Огонёк» , «Прожектор» , «Смехач» и др. Разработал жанр – фельетон-рассказ, в котором излагал реальные факты в беллетристическом ключе, создавая более эмоциональную картину. Выпустил книги очерков «В стране гор» (1929, о Дагестане и Туркестане), «Машина идёт в Севастополь» (1932, об автопробеге Москва–Севастополь), «Советская Канада» (1931, о поездке в Карелию и на Кольский полуостров). Написал сценарии к фильмам «Дон Диего и Пелагея» (1927, режиссёр Я. А. Протазанов ), «Девушка спешит на свидание» (1936, режиссёры М. Е. Вернер , С. И. Сиделёв). Расстрелян в 1937 г. Сочинения изъяты из фондов библиотек. Реабилитирован в 1957 г. Вновь опубликованы некоторые произведения: рассказ «Обида» ( «Юность» , 1957, № 12), рассказ «Ровно в четыре» ( «Москва» , 1958, № 4).
Мартынова Ольга Борисовна
Мартынова Ольга Борисовна
Марты́нова О́льга Бори́совна (род. 1962), русско-немецкая поэтесса, прозаик, публицист. Участник ленинградской литературной группы «Камера хранения» (с 1984). Автор сборников стихотворений на русском («Французская библиотека», 2007) и немецком языках. Поэзии свойственны ирония, философичность, игра слов. Основные темы – смерть и время; связь прошлого с настоящим; города как пространства – хранилища культуры (Санкт-Петербург, Рим, Венеция). Романы «Нас переживут даже попугаи» (2010) и «Ключица Мёрике» (2013) отмечены сложной отрывистой композицией, сплетением настоящего времени с Петербургом 19–20 вв.
Троепольский Гавриил Николаевич
Троепольский Гавриил Николаевич
Троепо́льский Гаврии́л Никола́евич (1905–1995), русский писатель. Автор лирико-философской повести «Белый Бим Чёрное ухо» (1971), воссоздающей картину нравственного состояния общества, о драматической судьбе собаки, а также сатирических и лирических повестей и романов (сатирическая повесть «Кандидат наук», 1958, и др.). В публицистике освещал острые социальные проблемы: так, очерк «О реках, почвах и прочем» (1965) посвящён проблеме экологии и природопользования.
Василевский Борис Александрович
Василевский Борис Александрович
Василе́вский Бори́с Алекса́ндрович (род. 1939), русский писатель. Родился в Москве. Окончил филологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1964), затем три года работал учителем в селе Уэлен (Чукотский район, Чукотский национальный округ, ныне Чукотский автономный округ). Основные темы творчества – природа, история и культура Чукотки: сборники рассказов и очерков «Где Север?» (1974), «Цвет и линия Севера» (1978), «Длинная дорога в Уэлен» (1980), документальное повествование «Снега былых времён» (1987) и др. К психологическим коллизиям и проблеме становления личности обратился в сборниках рассказов и повестей «Весна на железной дороге» (1979), «Окна» (1981), «Для дерева есть надежда» (1983), «Отчёт» (1983), «Слова» (1986), в романе «Конечная Земля» (1988). Сборник художественной и публицистической прозы «Заря космической эры, или Русская Атлантида» (2010) включил произведения, посвящённые Сибири и Дальнему Востоку. Среди других сочинений – сборники эссе «Урна с прахом» (2000), «Русский Робинзон, или Шло бы оно всё» (2003). Член Союза писателей СССР (1975–1991).
Лэнг Эндрю
Литераторы
Лэнг Эндрю
Лэнг Э́ндрю (1844–1912), шотландский писатель, журналист, историк религии, фольклорист. Занимался многосторонней литературной и научной деятельностью. Автор нескольких сборников стихов, приключенческих романов (в том числе в соавторстве с Г. Р. Хаггардом ). Наиболее известен как издатель фольклора : в 1889–1910 гг. им выпущены 12 сборников волшебных и литературных сказок европейских и неевропейских народов: «Голубая книга сказок», «Красная книга сказок», «Зелёная книга сказок» и т. д. Автор пересказов мифов для детей, «Тысячи и одной ночи» (1898), прозаических переводов греческой поэзии эпохи эллинизма ( Феокрита , Биона , Мосха , 1879), «Одиссеи» (вместе с С. Г. Батчером, 1879), «Илиады» (совместно с Э. Майерс и В. Лифом, 1883) и гомеровских гимнов (1899), исследований гомеровского эпоса. Был оппонентом анимистической теории Э. Б. Тайлора .

Литераторы Нового и Новейшего времени

Пушкин Александр Сергеевич
Пушкин Александр Сергеевич
Пу́шкин Алекса́ндр Серге́евич (1799–1837), русский поэт, драматург, прозаик, историк, литературный критик и журналист. Создатель современного русского литературного языка, обобщивший достижения русской литературы 18 в. Оказал значительное влияние на русскую литературу 19–20 вв., осуществив в широком жанровом диапазоне сложный синтез возможностей нескольких направлений ( барокко , классицизм , романтизм , реализм ). В ранней лирике тяготел к тематике и жанрам французской лёгкой поэзии . В поэмах «Кавказский пленник» (1820–1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821–1823), «Цыганы» (1824), отмеченных влиянием поэм Дж. Байрона , исследовал проблему «героя века», развёрнутую в «романе в стихах» «Евгений Онегин» (1823–1831). В 1820–1830-х гг. резко усиливается звучание «вечных» вопросов (человек и Бог; жизнь, смерть и бессмертие; гибель и спасение души; оправдание творчества и др.) и связанных с ними проблем, прежде всего истории, народа и власти: трагедия «Борис Годунов» (1824–1825), поэмы «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833), роман «Капитанская дочка» (1836).
Крапивин Владислав Петрович
Крапивин Владислав Петрович
Крапи́вин Владисла́в Петро́вич (1938–2020), русский детский писатель и журналист. Автор повестей «Та сторона, где ветер» (1965), «Оруженосец Кашка» (1966), «Тень каравеллы» (1970), «Колыбельная для брата» (1979); романов «Журавлёнок и молнии» (1981), «Дети синего фламинго» (1981), «Голубятня на жёлтой поляне» (1983–1985), «Давно закончилась…» (1999), «Семь фунтов брамсельного ветра» (2003); исторической трилогии «Острова и капитаны» (1987), цикла повестей и романов «В глубине Великого Кристалла» (1989–1992) и др.
Брюсов Валерий Яковлевич
Брюсов Валерий Яковлевич
Брю́сов Вале́рий Я́ковлевич (1873–1924), русский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, литературовед, переводчик, общественный деятель. Один из основоположников и теоретиков русского символизма . Эстетизация безобразного, экспериментирование со стихотворными формами отражены в поэтических сборниках «Chefs d’œuvre» («Шедевры», 1895), «Chefs d’œuvre» (1896), «Me eum esse» («Это – я», 1897). Мифологические, исторические и урбанистические темы, эротическая лирика в сочетании с картинами природы и философскими медитациями характерны для поэтических сборников «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906), «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912). Самоповторы, ориентация на классические традиции – в поэтических сборниках «Семь цветов радуги» (1916), «Последние мечты», 1920) и др. Позднее творчество Брюсова отмечено влиянием поэтического авангардизма и сциентизма : сборники «В такие дни», «Миг» (оба 1921), «Дали» (1922), «Меа» (1924). Темы эротики, пограничных состояний сознания превалируют в новеллах, вошедших в сборник «Земная ось» (1910). Среди других произведений – исторические романы «Огненный ангел» (1907–1908), «Алтарь Победы» (1911–1912), повести «Рея Сильвия» (1914), «Гора звезды» (1973), исторические, детективные, научно-фантастические рассказы (1934, 1976, 1998), пьесы «Земля. Сцены будущих времён» (1905), «Протесилай умерший» (1913).
Степанцов Вадим Юрьевич
Степанцов Вадим Юрьевич
Степанцо́в Вади́м Ю́рьевич (род. 1960), русский поэт, актёр и рок-вокалист. В 1977–1980 гг. учился в Московском технологическом институте мясной и молочной промышленности (ныне Московский государственный университет пищевых производств; не окончил). Создатель Ордена куртуазных маньеристов (1988). Автор текстов песен для групп «Браво» , «На-На» и «Тату». В 1989 г. совместно с К. А. Григорьевым создал рок-группу «Бахыт-Компот»; её вокалист. В романе «Отстойник вечности» (1992) описал жизнь и быт участников Ордена куртуазных маньеристов.
Цветаева Марина Ивановна
Цветаева Марина Ивановна
Цвета́ева Мари́на Ива́новна (1892–1941), русский поэт, прозаик, драматург. Лирика раннего периода («Вечерний альбом», 1910, и др.) традиционна, отмечена напевностью стиха. Взлёт поэтического мастерства пришёлся на произведения 1916 г.: циклы «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…» и др.), «Стихи о Москве» («Облака – вокруг…» и др.), «Стихи к Ахматовой» («О, Муза плача, прекраснейшая из муз!..»). Центральные темы творчества – любовь, поэзия, Россия. Поэтический стиль отмечен экспрессивностью, сочетанием ритмов фольклорных жанров с разговорными интонациями и «высокой» лексики с простонародной, игрой звуков и слов. Лирический цикл «Лебединый стан» (1917–1920) воспел Белое движение . Сборник зрелой лирики «После России. 1922–1925» (1928) отмечен трагизмом столкновения поэта с окружающим миром. Известна переписка Цветаевой с Б. Л. Пастернаком и Р. М. Рильке (1926). Автор пьес в стихах «Червонный валет» (1918), «Каменный ангел» (1919) и др.
Лермонтов Михаил Юрьевич
Лермонтов Михаил Юрьевич
Ле́рмонтов Михаи́л Ю́рьевич (1814–1841), русский поэт, прозаик, драматург. Оказал значительное влияние на русскую литературу 19–20 вв. В своей поэзии, отразившей влияние разнородных традиций, в том числе «элегической школы» В. А. Жуковского , гражданской и философской лирики 1820–1830-х гг., восходящей к торжественной и духовной оде 18 в., а также творчества А. С. Пушкина , развивал романтические мотивы противостояния толпе (стихотворение «Смерть поэта», 1858), героического подвига (стихотворение «Бородино», 1837), изгнанничества (поэма «Мцыри», 1840). В романе «Герой нашего времени» (1840) на примере судьбы главного героя, человека своего поколения, рассмотрел основные романтические ценности (любовь, дружба, свобода), поставил кардинальные религиозно-философские вопросы (предопределение и свобода воли, вера и неверие, отношение человека к Творцу и др.), не получающие однозначного решения. Среди других произведений: драма в стихах «Маскарад» (1842, поставлена в 1862), поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1838), «Демон» (1842).
Сальников Алексей Борисович
Сальников Алексей Борисович
Са́льников Алексе́й Бори́сович (род. 1978), русский писатель. Поэзии свойственны отстранённая, эпическая интонация, анжамбманы, использование тропов и языковой игры, интертекстуальность, предметность, постромантическая мизантропия: сборники «Людилошади» (2006), «Дневник снеговика» (2013) и др. В романах использовал приёмы литературного абсурда, гротеск, фантастическое допущение, чёрный юмор: «Отдел» (2015), «Опосредованно» (2019) и др. Набольшую известность получил роман «Петровы в гриппе и вокруг него» (2018), в котором привычный быт екатеринбургской семьи переплетается с элементами сюрреализма и фантастики.
Лухманова Надежда Александровна
Лухманова Надежда Александровна
Лухма́нова Наде́жда Алекса́ндровна (1841 или 1844 – 1907), русская писательница, журналистка, драматург, переводчица, общественная деятельница. Основные темы творчества: взаимоотношения мужчины и женщины, кризис института брака, права женщины (автобиографическая повесть «Двадцать лет назад. Воспоминания из институтской жизни», 1893; сборник рассказов «Короткие рассказы о горе и счастье людском», 1898; настольная книга «Спутник женщины», 1898; сборники статей «Причина вечной распри между мужчиной и женщиной», 1901, «Проституция и отношение к ней общества», 1903, и др.). Автор пьес «Сибирский Риголетто» (1900), «Охотник за белой дичью» (1903), очерков о Сибири «В глухих местах» (1895) и других произведений. Участвовала в русско-японской войне 1904–1905 гг. в качестве сестры милосердия и военного корреспондента.

Византийская словесность